На территории Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского АО сохранились предания о реликтовом животном. Манси называли его ялпын уй, русские – полозом, а марийцы – шем кишке. Это животное обладало особенностями, которые могут показаться нам, представителям современного общества, лишь выдумками больного воображения. Между тем факты говорят, что оно существовало. А может, существует и по сей день…
Летом прошлого года, собирая информацию о культуре марийцев Свердловской области, мне довелось услышать информацию об интересном животном – шем кишке, «черном змее». Ее рассказал Геннадий Петров из деревни Артемейково Ачитского района.
Змея, как явствует из названия, черная по цвету. Длина шем кишке «примерно 2 метра», толщина «намного больше, чем у обычной змеи». Живет она в лесу, около водоемов – рек и озер. Ночует на дереве, после чего на нем находят следы от отростков на теле змеи. Они помогают змее фиксировать свое положение в столь необычном месте. Такое местонахождение объясняется стремлением шем кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что может съесть свою родительницу.
Встреча с шем кишке в лесу – к беде. Тем более, что змея могла напасть и убить. Зато найти сброшенную шем кишке кожу в виде чулка – к добру.
В сказках марийцев есть истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей земли и иногда помогает человеку.
Казалось бы, ничего интересного. Очередные народные «страшилки». Если бы не многочисленные «но».
У исследователя манси Валерия Чернецова есть описания подобной змеи, которые он записал в тридцатые годы XX века от охотников-манси, видевших ее. Змея ялпын уй – «священный зверь» - напоминает ящерицу красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. Ялпын уй длиной до 15 метров, толщиной - в руку и толще. Живет в воде и близ нее. Спит ялпын уй не на земле, а только на дереве. После ее ночевок на нем остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капанье воды: «Неч, неч». Живет на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Рус-суя и Нильтанг-пауля. Подобных рептилий было столь много, что погибшие змеи хранились «в Нильтанг-пауле в трех бочках, а в Троицких юртах – в семи бочках». Тем не менее манси считали, что ялпын уй не умирает, а превращается в камень аммонит. Огромная змея нападает и убивает охотников и их собак. Подобные случаи не единичны…
По сообщениям других исследователей 80-х годов прошлого века, в озере Турват живет существо метров 6 длиной. Живет представитель местной фауны в яме. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит, как серебро».
Турват – священное озеро манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын-нер. В июне вогулы проводили там свои языческие богослужения, прося священное животное оберегать их землю.
Исследователи религии манси И.Н.Гемуев и А.М.Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын-тур (Ханты-мансийский АО) в середине 40-х годов прошлого ( XX ) века манси видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки.
В 200 км от Ивделя по реке Лозьва живет манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день в тех местах манси поклоняются Хулхуринг-ойке, «Старику, подобному рыбе», хозяину местных людей, рыбы, зверя…
В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне г. Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогулов на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них (у манси – Авт.) такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе».
Не потому ли манси не задевали шестом дно, что опасались грозного ялпын уя, а плавание в местах его обитания было чревато для человека гибелью?
В конце своих заметок Шешин упоминает о зубе мамонта и «окаменелости змеи», которые хранятся у него. Что это за змея, автор не уточнил. Если названные останки принадлежат ялпын ую, можно предположить, что подобная змея жила на мансийском Урале с давних времен.
К примеру, у еще одного народа лесной цивилизации – нанайцев – есть предания о дябдяне, существе, похожем на удава.
Русскому населению Зауралья тоже известна огромная змея, которую они назвали полозом. И об этом сохранились архивные материалы.
В архиве Свердловской области автору попал в руки доклад К.Ошуркова Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ) от 19 февраля 1927 года, из которого стоит привести некоторые выдержки: «Еще в бытность мою в екатеринбургской гимназии мы, маленькие гимназисты, всегда с вниманием слушали рассказы о прошлом и настоящем Урала нашего уважаемого учителя Онисима Егоровича Клера (председателя УОЛЕ – Авт.), рассказавшего также о существовании в уральских лесах больших змей, которых местное население зовет «полозами» и в наличии которых он, Клер, не сомневается, т.к. совместно с зоологом Сабанеевым получил о том подтверждающие данные…
В 60-х или 70-х годах некто Лебединский, проезжая на тройке где-то по Северному Уралу, увидел пересекающую дорогу огромную змею. Тройка остановилась и стала пятиться. Лебединский вернулся в соседнюю вогульскую деревню и попросил вогулов совместно с ним начать преследование змеи. Вогулы отказались. По-видимому, у них змея считалась священной. После долгих расспросов Лебединскому однако удалось выяснить местонахождение змеи, и он ее убил, выстрелив дробью в голову. Экземпляр оказался до 8 сажен (16 м – Авт.) длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза будто бы Лебединским была отправлена в Англию…
Приблизительно в 90-х годах Клеру было донесено, что в юго-восточном районе Екатеринбургского уезда появился огромный полоз. Клер выехал по адресу и оказалось, что змею видели 2 женщины. Причем одна из них, будучи беременной, во время бегства напоролась в лесу на сук и вскоре умерла от преждевременного выкидыша… В район местонахождения змеи выехали из города охотники. Змею не нашли и расположились станом около деревни Бобровка в 28 км от города. И вот во время мирных охотничьих разговоров и трапезы раздалось свистящее шипение и охотники увидели приподнятую над сосенками с краю елани белую голову полоза, который, по-видимому, сам решил познакомиться с охотниками.
Злые языки говорили, что от неожиданного появления уральского удава один из охотников залез от страха под телегу, другой, помня, что змеи не любят лошадиного пота, надел на себя хомут, а третий, хотя и остался на месте, но его настроение было сильно испорчено случившейся с ним медвежьей болезнью… Полоз, отвернув от стана, ушел, оставив характерный для больших змей след на смятой траве и хвое от брюшных чешуек...
Такой же след видел по росе на пашне рано утром крестьянин Белоярской волости деревни Боярки Матвей Боярских. След зигзагообразно спускался с пашен в реку Пышму.
Почти в любой уральской деревушке и даже заводе можно получить кое-какие сведения о «полозе» и «полозках»… Существует мнение, что встреча с полозом опасна. Полоз стремительно бросается на человека и бьет, как говорят, «хоботом», очевидно, хвостом.
Молодой телеграфист почтовой станции Бычков рассказал мне слышанную им историю гибели рабочего от полоза. Дело было так: 2 заводских рабочих приехали в страду на свои покосы , находящиеся в глухом месте в горах Урала. Один остался распрягать лошадь, а другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и мужик, оставшийся у лошади, увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился свернутый колесом ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий оказался мертвым. Погиб ли он от удара хвоста полоза или просто от разрыва сердца, не установлено… Между прочим, от полоза, по словам местных жителей, возможно спастись только убегая не по прямому направлению…
Крестьяне деревни Мартьяновой Кунгурского уезда в 2 верстах от деревни недалеко от дороги в течение нескольких лет видели небольшого «полозка» толщиною в оглоблю и длиною 1,5 сажени. Он никого не трогал и жил около ямы. После крестьяне завалили яму хворостом и зажгли. Больше «полозка» никто не видел.
Среди уральцев существует поверье – остерегаться убивать полоза. Будто бы другой полоз найдет и умертвит убийцу!..
Интересный случай наблюдения за полозом сообщил упомянутый мною телеграфист Бычков. Его дядя однажды случайно увидел, как «полоз» проглотил рябчика. По его словам, рябчик сам подлетел к лежащему с поднятой головой полозу.
Быть может, недалек тот день, когда в распоряжение специалистов будет предоставлен для изучения пока еще оспариваемый « colubertrabalis » (перевод с лат. «огромная, бревноподобная змея»), так называл уральского удава посетивший Урал знаменитый ученый Паллас.
В одной уральской степной деревне Палласом была найдена висящая в избе у крестьянина шкура или выползок огромного экземпляра змеи. Владелец шкуры, несмотря на просьбу Палласа, ее ему не продал.
Ошурков также пишет о том, что в 1925 году рабочие Нижнеисетского завода пытались поймать сетями большую змею золотистого цвета с большим пятном на лбу. Змея перепрыгнула через сеть и ушла к Уктусу на реку Патрушиху.
Не менее интересен и другой архивный документ – письмо тому же обществу УОЛЕ помощника лесничего Каслинского лесничества Н.Ф.Кузнецова от 12 апреля 1927 года: «…Рабочий Каслинского завода Свиридов Павел Иванович 60-ти лет, занимаясь в каслинской даче поисками полезных ископаемых, в конце августа 1926 года в урочище Булдымское болото в ясный солнечный день заметил змею необыкновенных размеров, которая располагалась на каменистом холме».
Как рассказывает Свиридов, он от этой встречи пришел в ужас и поспешил покинуть место. Величина этой змеи в длину аршин 6 (4 м – Авт.) и по толщине около головы – вершка 3 (13,3 см – Авт.). По цвету же точно определить, серая или черная, Свиридову не удалось…
В статье «Великий полоз» Борис Казаков пишет о том, что в 1889 году купец Ушаков в своем очерке рассказывает о светло-серой змее с желтыми пятнами на брюхе и боках, которую не раз видели, в том числе, переплывающей реку Исеть в трех верстах от села Бобровского, с зайцем во рту. Что, безусловно, говорит о силе этого животного. Длина ее была до 6,5 м.
Есть упоминание о том, что в 1869 году в Тверской губернии помещик Кишенский убил змею, длина которой составляла 177 см. Спина ее была серой, брюхо желтовато-белое. Ширина тела змеи – в 3 пальца. Это не единственное упоминание о существовании в Европейской части России крупных пресмыкающихся.
По данным К.Г.Колясниковой, в начале XX века в лесах близ села Селивановщина Даровского района Кировской области водились необычные змеи, детеныши которых укрывались на деревьях. Можно предположить, что ими могли быть водяные ужи, которые, как известно, могут залезать на деревья. Но, по мнению очевидцев, эти создания отличались большими размерами по сравнению с «обычными» змеями. Хотелось бы отметить, что до прихода в девятом веке славян-вятичей на территорию современной Кировщины эти земли заселяли марийцы, фольклор которых, как было указано выше, сохранил память о шем кишке.
Есть в статье Казакова и совсем «свежий» факт: летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово жительница деревни Уразбаево видела змею, у которой «голова большая, как у сома-рыбы. Тулово – с толстое полено, серое, метра три будет».
Одни посчитают все это забавным, другие – стародавним и давно минувшим. Быть может, это и так. Хотя есть данные, что летом 2001 года в окрестностях Тавды видели черную крупную змею с необычными пятнами на теле.
Был или нет гигантский полоз – вопрос спорный. Тем более, что материальных свидетельств этому нет. А наука любит факты, которые можно потрогать или увидеть.
Конечно, вопрос можно решить так: нет доказательств – нет проблемы. И тогда как никогда становятся актуальными слова из доклада К.М.Ошуркова: «Академия наук не поверила Клеру и Сабанееву о наличии в Уральских лесах больших змей, и, таким образом, до сих пор никто не решался, не рискуя потерять репутацию, поднять вопрос о существовании на Урале полоза…». Ну, а если набраться смелости и сопоставить все приведенные выше факты? При этом взять во внимание, что информаторы не связаны друг с другом. Тогда получается…
Кто ты, ялпын уй? Вымыслы испуганных охотников? Страхи пьяных крестьян? Или животное, которое выжило, несмотря на природные катаклизмы?
Станислав СКУРЫДИН
(«Областная газета» 22.02.2002 г., Екатеринбург)