Как провожают углежогов…

 

Уральская земля хранит в себе множество чудес, это факт общеизвестный. Но чаще всего мы их не замечаем. Ну в самом деле, кто бы мог подумать, что невзрачные пирамидки из плоских камней, расположенные в лесах между Новоуральском и Верхней Пышмой, на самом деле не игра природы, а уникальный археологический памятник, более известный, как "дольмены"!

-- У нас в области много внешне ничем не примечательных объектов, давно уже изучаемых археологами, - говорит заместитель начальника отдела археологических исследований НПЦ охраны памятников культуры и истории Свердловской области Сергей Чаиркин. -- Зачастую информация о необычных памятниках к нам поступает от местных жителей, краеведов, охотников. В Челябинской области на озере Тургояк, по рассказам туристов, есть дольмен, площадь камеры которого достигает 30 кв. метров, а верхняя плита-крышка весит 500 тонн. Но, увы, у челябинских археологов такой информации нет. На реке Шитовской Исток я лично лет 20 назад видел среди леса несколько валунов, поставленных друг на друга подобно подушкам, и у меня не возникло ощущения, что это - игра природы. Рукотворные каменные объекты иного типа охотники видели под Верхней Сысертью. В данном случае два краеведа из Верхней Пышмы проявили недюжинную настойчивость: они звонили и звонили специалистам археологической лаборатории Уральского университета, пока не добились своего. Еще летом совместная экспедиция археологов УрГУ, НПЦ охраны памятников и краеведов-добровольцев обнаружила дольмен в районе поселка Мурзинка, на реке Шитовской Исток. Всего их там около двадцати, но термин "дольмен" мы пока используем условно. Неизвестные личности, предположительно "черные археологи", уже успели произвести на мурзинском дольмене свои раскопки, поэтому мы пока не сообщаем общественности точные координаты наших находок. Скажу только, что ни золота, ни драгоценностей там нет!

...Мурзинские дольмены невелики по размеру: до 2 метров в высоту и ширину, с камерой диаметром 1,5-2 метра. С тыльной стороны большинство из них напоминает обычный каменный курган. Среди находок в развалах вокруг "каменного стола" обнаружены фрагменты горшков, выполненных на гончарном круге с использованием ручной подработки. Однако дольмен, обнаруженный летом, особенный: осколки керамики там обнаружены перед входом в камеру, а непосредственно внутри нее видны следы огня, а также кальцинированные и мелкие неопределимые кости. Сначала исследователи выдвинули предположение, что жертвенным животным, упокоенным у дольмена, была косуля, но затем палеоантолог Павел Косинцев, по мнению Сергея Чаиркина - лучший эксперт в своей области, вынес другой вердикт: это была овца.

Еще одна странность: мурзинские дольмены расположены на склонах плато и на увалах, в то время, как большинство археологических памятников зафиксировано на берегах водоемов. Все входы в дольмены ориентированы строго на запад - страну, в мифологии древних прочно связанную со смертью. Поэтому, наиболее вероятная версия, высказанная Сергеем Чаиркиным, такова: найденные "каменные столы" являли собой поминально-сакральный комплекс с ритуалами, не известными ни одной из мировых религий.

-- Возраст памятника - приблизительно XVIII век нашей эры - мы определили по облику найденных осколков горшка, - говорит Сергей Чаиркин. - Известно, что гончарная керамика в Зауралье проникла вместе с тюрками и русскими в период с XV по XVI век, и аналогичные экземпляры керамики встречаются на раскопках поселения "Малый Шарташ-2", в бассейнах Туры и Верхней Исети. Мы планируем произвести радиоуглеродный анализ находок, который, к сожалению, очень дорог и делается сегодня только в трех городах - Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Вероятность ошибки при таком анализе, вопреки расхожему мнению, полностью исключена, но может возникнуть другая проблема: что если данные радиоуглерода будут противоречить другим археологическим материалам, имеющим отношение к этим дольменам? Мы возлагаем большие надежды на дендрохронологический анализ обожженного куска дерева, найденного рядом с входом в один из дольменов: по годовым кольцам можно будет определить возраст находки. И, конечно, для воссоздания более-менее четкой картины придется исследовать еще 2-3 аналогичных объекта.

Кто же оставил после себя мурзинские "каменные столы"? У археологов НПЦ по охране памятников на этот счет три версии: раскольники-староверы, местные аборигены-манси и русские углежоги, поставлявшие древесный уголь для металлургических заводов Демидова. Именно в связи с последней гипотезой выбрана предположительная дата установки дольменов - XVIII век.

Углежоги были не просто поставщиками угля, а многочисленной профессиональной кастой. Выбранные для сожжения деревья помещались ими под слой дерна и сжигались там целиком в течение 2 суток. Углежоги внимательно следили, чтобы огонь не вырвался из ямы наружу, и их профессия считалась опасной: от постоянной термальной обработки земля в районе углежогных ям часто проваливалась, увлекая за собой в огненную бездну и самого работягу. Поскольку смертность в этой профессии была велика, может быть, и выработался со временем своеобразный ритуал поминания покойников, не связанный с какой-либо устоявшейся религией. Вот в дольменах-то и совершался этот ритуал. В нем использовались кусок дерева, горшок и жертвенное животное.

Однако сам Чаиркин признается, что эта гипотеза небезупречна. Против нее говорит тот факт, что историческая зона углежжения тянется от самого Нижнего Тагила, а дольмены расположены в основном по Шитовскому Истоку. А на вопрос: "Могли ли углежоги для своих обрядов использовать объекты, сооруженные гораздо раньше?"  Сергей ответил: "У меня ощущение полной синхронизации по времени и самого действа, и возведения дольмена".

Много вопросов остается до сих пор открытыми. Могли ли углежоги перенять обычай построения "каменных столов" у местных аборигенов, и если да, то откуда сами аборигены узнали эту архитектуру, столь сходную с культово-астрономическими сооружениями абхазов? Не предки ли народов Кавказа, по одной из версий родственные современным баскам Испании, в незапамятные времена принесли дольмен на острова Британии, Ирландии и на побережье Северной Франции? И какая связь между памятниками Абхазии и уральскими поминальными комплексами?

Сергей Чаиркин скептически относится к предположению, что дольмены и кромлехи - это якобы антенны для приема космической энергии, что они в свое время выстраивались по определенной географической широте некими прародителями человечества... И все же загадки остаются загадками. На скалах Петра Гронского и в районе скалы Соколиный Камень три тысячи лет назад были расположены святилища, посвященные давно забытым богам. Однако никаких поселений в непосредственной близости от сакрального места не обнаружено.

-- Создается впечатление, - улыбается Сергей, - что те, кто молились на Соколином камне, сразу после обрядов исчезали в воздухе.

Верховья Исети - уникальный памятник природы и археологии. Именно здесь расположены болота, питающие Исеть, и эти болота издревле были богаты железом. Отсюда вниз по реке шли первые караваны торговых кораблей. Идея учредить на территории верховьев Исети национальный парк-заповедник предложена группой ученых-краеведов уже давно. Но... в промышленной эксплуатации района заинтересовано слишком много инстанций. И СУГРЭС отсюда никак не уберешь, и Северский леспромхоз не желает отдавать под заповедник этот лакомый кусок. Не затрагивая экологическую сторону проекта - сохранение уникального комплекса необходимо для спасения Исети от дальнейшего загрязнения, - остается проблема: что важнее для руководства Свердловской области? Исследования интереснейшего с научной точки зрения района, которые вполне могут изменить сложившиеся представления об истории края? Или неприкосновенность доходных экономических зон?

 

Евгений СУСОРОВ

("Главный проспект" №42 (487) 2002 г. )

 

 Счётчик "Народ" 
Хостинг от uCoz