Чертово Городище.

 

Русский черт и татарский шайтан часто поминаются в названиях уральских речек, прибрежных скал-камней, логов и урочищ. И это не случайно. Дикая красота многих уголков первозданной уральской природы невольно наводит на мысль, что перед вами не божье творение, а следы бурной деятельности нечистой силы. Так появились у нас многочисленные речки Шайтанки, по берегам рек и озер – Шайтан-камни и Чертовы пальцы, Чертовы лога и болота. Но среди всех «творений дьявола» больше всего наводит на мысль о присутствии «врага человеческого» Чертово Городище. Так называются скалы на вершине невысокой горы, расположенной вблизи станции Исеть, что стоит на ж/д ветке, идущей от Екатеринбурга в сторону Нижнего Тагила.

Когда-то это был глухой медвежий угол в 30 верстах от Екатеринбурга. Сейчас это черта города. От станции Исеть к подножью скал туристы протоптали несколько троп. Ежегодно здесь бывают тысячи любителей уральской экзотики. Но величественный гранитный монумент Чертова городища ниже от этого не стал, только каменные плиты местами вытерлись до зеркального блеска под воздействием рук, ног и других частей тела желающих прикоснуться к великому творению природы.

Вершина Чертова Городища поднимается над уровнем моря всего на 347 м, но последние 20 м – это могучий каменный гребень, состоящий из отдельных башен, возвышающихся на высоком, сложенном гранитными плитами постаменте. Северная стена «городища» обрывается неприступной стеной, а южная, более пологая, - гигантскими ступенями спускается вниз, в долину небольшой заболоченной речки Семипалатинки – одного из многочисленных притоков Исети.

Среди старожилов здешних мест «каменный город» всегда пользовался дурной славой. Уж больно, говорили, играет здесь нечистая сила и нередко сбивает православных с пути-дороги. И действительно, среди густого леса «городище» в старые времена найти было очень сложно. Несмотря на высокие каменные башни, увидеть его издалека невозможно, и только вблизи, неожиданно среди леса перед вами встает грандиозных размеров каменная стена. Поневоле человека берет оторопь, кажется, что действительно играет нечистый.

Совершенно иного мнения по поводу каменного «городища» придерживалось древнее население здешних мест, или как называли их раньше, «старые люди». Вогулы, обитавшие в верховьях Исети до прихода сюда татарского и русского населения, глубоко почитали вершину, увенчанную каменными башнями, считая ее прибежищем духов, а, следовательно, местом таинственным и священным. Столетиями язычники совершали здесь свои обряды жертвоприношения; шаманы посещали гору, чтобы пообщаться с духами предков и совершить магические обряды, о которых мы имеем весьма смутное представление.

Археологи обнаружили у подножья скал много – черепков глиняной посуды и кусочков листовой меди. Находили медные подвески-обереги.

Первое научное описание Чертова Городища относится к 1876 году. Именно тогда, в записках УОЛЕ был опубликован отчет об экскурсии к «каменному городу», состоявшейся в мае 1861 года.

Учитель приходского училища И.А.Мшанов, один из организаторов первой публичной библиотеки в Екатеринбурге П.А.Наумов и священник Верх-Исетской церкви В.К.Земленицын набрались смелости и посетили таинственное место. Поход хоть и не был сопряжен с опасностями и лишениями, но все-таки занял 4 дня и запомнился всем надолго, а через 15 лет отчет о нем был опубликован в научных записках и стал достоянием общественности. Вторая половина XIX века была временем грандиозных географических открытий. Мир узнал о Центральной Африке и истоке реки Конго, шли экспедиции в неизведанные пустынные области Австралии, в джунгли Южной Америки, многие всерьез начали подумывать о походах к Северному и Южному полюсам. На этом фоне поход екатеринбургских краеведов к Чертову Городищу не выглядел столь ярко, но тем не менее это тоже был шаг к познанию окружающего мира.

На Урале подобного рода скальные обнажения издавна назывались «каменными палатками». Их множество разбросано в окрестностях Екатеринбурга. Есть палатки у озера Шарташ, вблизи станции Северка, на вершине горы Пшеничной, что у озера Песчаного. Есть скалы Петрогром и Семь Братьев, но Чертово Городище – самые грандиозные каменные палатки на всем Среднем Урале. Происхождение каменных «городов» относится к далекому прошлому Уральских гор. Граниты, которыми сложены скалы, имеют вулканическое происхождение и образовались около 300 млн лет назад. Именно в это время происходило бурное поднятие Уральских горных хребтов в результате активной тектонической и вулканической деятельности. Граниты больше всех других вулканических пород подвергаются выветриванию, к тому же в результате неравномерного остывания гранитной магмы в ней проявились многочисленные вертикальные и горизонтальные трещины, которые, расширяясь, а впоследствии, подвергаясь действию воды и ветра, образовали вертикальные столбы и горизонтальные плиты, похожие на сложенные один на другой матрацы. Следы этих древнейших процессов наглядно видны среди башен и стен Чертова Городища.

Если у вас возникнет желание воочию полюбоваться на Чертово Городище, то это легко сделать. Для этого не нужно, как в XIX веке, 4 суток продираться через уральские болота и тайгу. Асфальтированное шоссе идет до станции Исеть. От поселка при станции идет грунтовая дорога по направлению к поселку Северка. Дорога эта не очень ровная, но по ней пройдет любая машина даже в самую дождливую погоду. Через 5 км дорогу пересечет квартальная просека, которая обозначена деревянным столбом с соответствующим номером. Цель путешествия близка. Если машина у вас не полноприводная, то лучше оставить ее здесь и пешком, влево по квартальной просеке, подняться прямо к подножью «городища». Здесь всего 500 м. Любители экстрима или полноприводной техники могут рвануться вверх по той же квартальной просеке – они смогут подъехать прямо к основанию скал.

Поклонникам пеших прогулок можно посоветовать добраться на электричке до станции Исеть, а там, той же дорогой, но только пешком дойти до скал. Есть тропа к Городищу со станции Гать, есть прямо от станции Исеть, есть путь от поселка Северка, но все они кончаются в одном и том же месте, у подножья «каменного города».

К сожалению, у многих любителей уральской экзотики вид каменных стен и башен вызывает неистребимое желание оставить на них свой автограф и поведать миру, что «Киса и Ося здесь были». Делать этого не стоит, хотя рисовать на скалах – традиция древняя, уходящая своими корнями в далекое прошлое. Нельзя забывать, что надписи портят внешний вид совершенных произведений природы, принадлежащих не только жителям Урала, но и всему человечеству. Также нельзя забывать, что письмена, сделанные даже обыкновенной масляной краской, сохраняются десятки лет, а выбитые на камне – сотни лет. Их увидят наши потомки и будут знать, что на рубеже XX и XXI веков побывали здесь некие «Киса и Ося», и с головой у обоих было совсем неважно.

 

Евгений ТАМПЛОН

(«Уральский следопыт» №9, 2002 г.)

 

 Счётчик "Народ" 
Хостинг от uCoz