“ Беспокою Вас вот по какому поводу. Я работаю лаборантом в крупной фотолаборатории. В последние месяцы к концу смены я начинаю видеть различные миражи. То лица знакомых и незнакомых людей, то какие-то картинки. А несколько дней назад увидела Чебурашку. Он сидел, как птица, на красном фонаре и просил закурить каким-то писклявым, противным голосом. У меня появились мысли, не заболела ли я. Поделилась своей тревогой с подругами по работе. Оказалось, что и у них бывают подобные видения, а одна из наших старейших работниц говорит, что тут замешана нечистая сила. Не знаю, шутит или говорит всерьез. Я в это не верю. Объясните, почему привидения появляются у нас только на работе, а дома и в других местах ничего подобного ни у меня, ни у моих подруг не бывает?”
Из письма читательницы
К психиатрам нередко обращаются с аналогичными жалобами работники кинофабрик, лабораторий фотоателье и киностудий, которым приходится в течение всей смены находиться в полумраке или в полной темноте. Некоторые из них, как и подруга нашей читательницы, усматривают в этих необычных психических состояниях проявление мистического. В чем же здесь дело?
Для нормального функционирования психики необходим известный минимум раздражителей, воздействующих на органы зрения, слуха и т. д., которые называют рецепторами. Как показывают наблюдения над людьми, находящимися в экстремальных условиях, при нехватке нервных импульсов, идущих от рецепторов, появляется потребность в раздражителях. Эту потребность с психологической точки зрения можно сопоставить с голодом. “ Зрительное желание отличается от голода, жажды, сладострастия,— писал основоположник отечественной физиологии и психологии И. М. Сеченов,— лишь тем, что с томительным ощущением, общим всем желаниям, связывается образное представление”.
Небезынтересно, что люди, испытавшие потребность в ощущениях, сравнивают свое состояние с голодом, а удовлетворение этой потребности — с насыщением. Вот что рассказывают полярники, космонавты и испытуемые о потребности в сенсорных ощущениях.
Журналист В. М. Песков: “ Особенно скучает человек по зрительным образам, когда находится в длительном санном походе. Но вот люди возвращаются на станцию; их кормят, дают помыться и сразу показывают фильмы сколько они хотят. В течение нескольких часов они смотрят фильмы: три-четыре, пока не насытятся”.
Полярник П. С. Кутузов: “ Ужасно хочется видеть зелень, чувствовать ее запах, слышать треск кузнечиков, птиц, даже лягушек, лишь бы живых”.
Космонавт А. Г. Николаев: “ В космическом полете по земным привычным звукам, явлениям и ароматам мы поистине сильно скучали. Иногда все это земное чувствовали, слышали и видели во сне”.
Участник годичного гермокамерного эксперимента А. Н. Божко: “ Закрываю глаза и, кажется, чувствую запахи земли, леса, слышу пение птиц. До чего же хочется увидеть солнце, выкупаться в реке, побродить по лесу, по лугам”.
Как показали экспериментальные исследования, в ответ на недостаточность внешних впечатлений и эмоциональных переживаний активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. Один из наших испытуемых в своем отчете после длительного сурдокамерного исследования рассказывал: “ В первую ночь я отметил некоторые, я бы сказал, романтические образы. В частности, с койки в верхнем зеркале отчетливо представилось смотровое окно — такой черный овал. В нем два отверстия, в которых освещены два глаза (снизу серпики света). И на вас смотрит маска с глазами. Глаза чуть светятся. Фантомас или, вернее, не Фантомас, а что-то близкое к русскому народному фольклору”.
Активация воображения проявлялась и в том, что испытуемые “ видели” в салфетках, комках ваты причудливые образы. Используя куски проволоки из вышедших из строя электрофизиологических датчиков, они начинали мастерить различные игрушки. Заметив это, мы стали “ подбрасывать” в сурдокамеру до начала эксперимента чурбачки, замысловатые корни деревьев. Вот отрывок из отчета одного из испытуемых: “ В первые дни этот корень не вызвал у меня никаких эмоций. Когда я его стал рассматривать на третий день эксперимента, он мне показался весьма забавным. Воображению рисовались какие-то животные, которые карабкаются на дерево. Спустя некоторое время я отчетливо увидел двух обезьян, которых преследует хищный дракон и большая кошка. Может быть, пантера или рысь. Я настолько хорошо видел этих животных, что высвободить их с помощью ножа не представляло для меня больших затруднений”.
При чтении художественной литературы у некоторых людей воображение в условиях сенсорной недостаточности непроизвольно воссоздавало такие яркие образы, что порой у них было впечатление, что “ как будто прокручивается фильм”. Как “ оживают” образы в процессе чтения книг, мы можем составить представление из рассказа М. А. Булгакова: “ И все-таки книжку романа (“ Белая гвардия”.— В. Л.) мне пришлось извлечь из ящика. Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присмотревшись, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, что картинка эта не плоская, а трехмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: “ горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе... С течением времени камера в книжке зазвучала. Я отчетливо слышал звуки рояля... И вижу я острые шапки, и слышу душу раздирающий свист. Вот бежит, задыхаясь, человек. Сквозь табачный дым я слежу за ним, я напрягаю зрение и вижу: сверкнул сзади человека выстрел, он, охнув, падает навзничь, как будто острым ножом его ударили в сердце. Он неподвижно лежит, и от головы растекается черная лужица...”
Эти феномены относятся к эйдетизму (“ эйдос” от греческого “ образ” ), то есть разновидности образной памяти При эйдетизме образы в процессе работы воображения достигают большой степени яркости и проецируются вовне В экспериментах по изоляции, проводившихся исследователями в США, Канаде в 50-х годах, один из испытуемые “ увидел” процессию белок, марширующих по снежному полю с мешками через плечо. Второй — обнаженную женщину, плавающую в пруду.
Иногда степень влияния эйдетических представление на психическое состояние настолько велика, что испытуемые вынуждены бороться с ними. Так, во время прохождения сурдокамерного исследования одному из испытуемых было предложено в часы, отведенные для занятия физическими упражнениями, оставаясь с наложенными электродами для записи физиологических функций в кресле и, не двигаясь, мысленно не только “ проигрывать” привычные для него комплексы упражнений (гимнастика, плавание, бег и др.), но и воображать соответствующие движения, всю ситуацию занятий.
По мере увеличения времени пребывания в сурдокамере при регистрации физиологических функций во время мысленного проигрывания физических упражнений выяснилось, что пульс и дыхание по своему характеру все больше приближались к реакциям, соответствующим реальным физическим нагрузкам, о которых думал испытуемый. В отчетах он сообщал, что при взвешивании до и после “ физических упражнений” он теряет в весе за 30 минут от 100 до 130 г. На седьмые сутки эксперимента испытуемый отказался от проведения указанных сеансов. По выходе из сурдокамеры свой отказ он объяснил тем, что яркость представлений окружающей обстановки “ физических занятий” стала достигать такой степени, что у него появились опасения за свое психическое здоровье и возможность довести эксперимент до конца.
Эйдетические представления возникают и в условиях географической изоляции. Так, например, во время плавания в одиночестве на плоту через Атлантический океан английский моряк В. Виллис рассказывает, что временами “ как бы из пустоты” появлялись яркие образы матери и жены. “ Говорили они,— пишет он,— совершенно отчетливо и спокойно, всегда по очереди. Я ясно различал выражение лица и позу говорящей”.
С подобными необычными психическими состояниями сталкиваются и космонавты во время длительных полетов. В дневнике космонавта В. Н. Волкова мы находим следующую запись: “ Слежу за приборами, иногда бросаю взгляд через иллюминаторы на летящую в темноте Землю. В шлемофонах характерное потрескивание эфира... Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся лай собаки. Обыкновенной собаки, может, даже простой дворняжки. Показалось? Напряг весь свой слух... точно: лаяла собака... И потом... стал отчетливо слышен плач ребенка. И какие-то голоса. И снова — земной плач ребенка”.
Радисты наземных станций по управлению полетом, прослушивая эфир на этих же волнах, никакого лая собаки и плача ребенка не слышали.
Появление эйдетических представлений в условиях сенсорного (чувственного) “ голода” связано со сложной перестройкой динамики взаимоотношений первой и второй сигнальной систем, т. е. левого и правого полушарий. В данном случае они в какой-то мере компенсировали чувственные ощущения и поэтому расцениваются психологами как защитные реакции организма. Этот вывод подтверждается самонаблюдениями людей, находящихся в экстремальных условиях. Так, полярник В. Л. Лебедев пишет:
“ Одно из открытий, которое человек может сделать в Антарктике,— это открытие ценности воспоминаний. Воспоминания в жизни, надолго лишенной событий и впечатлений, обладают силой воздействия. Память, как горб верблюда, оказывается хранилищем пищи, в данном случае необходимой для поддержания высокого духа, яркие и приятные воспоминания тонизируют”.
Яркие эйдетические образы часто возникают у композиторов, художников, писателей.
Французский композитор Ш. Гуно о своем творческом процессе рассказывал: “ Я слышу пение моих героев с такой же ясностью, как и вижу окружающие меня предметы, и эта ясность повергает меня в род блаженства... Я провожу целые часы, слушая Ромео, или Джульетту, или француза Лоренцо, или другое действующее лицо, и верю, что я их целый час слушал”.
, Английскому художнику Д. Рейнольдсу для создания портрета нужен был только один сеанс работы с оригиналом. В дальнейшем он работал по памяти. “ Когда передо мной являлся оригинал,— объяснил он,— я рассматривал его внимательно в продолжении получаса, набрасывая время от времени его черты на полотно; более продолжительного сеанса мне не требовалось. Я убирал полотно и переходил к другому лицу. Когда я хотел продолжать первый портрет, я мысленно сажал этого человека на стул и видел его так ясно, как если бы он был передо мной в действительности; могу даже сказать, что форма и окраска были более резкими и живыми. Некоторое время я вглядывался в воображаемую фигуру и принимался ее рисовать; я прерывал свою работу, чтобы рассмотреть позу, совершенно так же, как если бы оригинал сидел передо мной, и всякий раз, как я бросал взгляд на стул, я видел человека”. Если кто-нибудь из посетителей студии случайно оказывался между пустым креслом и художником, то он обращался с просьбой отойти в сторону, чтобы не заслонять “ натурщика” .
Писатель И. А. Гончаров: “ Лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости господи, что это я не выдумываю, что все это носится в воздухе около меня, и мне только надо смотреть и вдумываться”.
Хотелось бы особо отметить, что многие художники и писатели для активации творческого воображения и вызывания эйдетических образов прибегали к самоизоляции.
П. И. Чайковский во время творческой работы нуждался в полном уединении и тишине. “ В течение нескольких часов,— писал он,— я не должен видеть ни души и знать, что и меня никто не видит и не слышит”.
Психолог Г. Я. Трошин в работе “ Пушкин и психология творчества” ссылается на воспоминания близких поэта: “ Смерть любил по ночам писать... Встанешь ночью, заглянешь в кабинет, а он сидит, пишет и устами бормочет, а то так перо возьмет в руки и ходит и опять бормочет. Утречком заснет и тогда уже долго спит”. Об этом же свидетельствует и сам поэт.
Мой голос для тебя и ласковый и томный.
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча.
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут...
О. Бальзак мог работать только ночью с наглухо занавешенными окнами: “ Только к вечеру мозг обогащается полными мыслями. Все приходит в движение, начинается восхитительная и бешеная работа. Отсутствие зрительных впечатлений позволяет расти в сумерках всем чудовищным образам, родившимся за день. К ночи они становятся огромными и самостоятельными”.
Давайте вернемся к нашим испытуемым, которые в условиях сенсорной изоляции не только вырезали из дерева статуэтки, но и занимались литературным творчеством. Вот что рассказывает космонавт Г. Т. Береговой: “ По графику мое личное время. Я стругаю ножом мягкую, податливую липу и думаю о своем будущем. Вместе со мной вторгается в космос и мое прошлое. Ведь именно оно привело меня в сурдокамеру, где я стругаю липу и веду бой с одиночеством, тишиной и сенсорным голодом. Может быть, именно сейчас самое время вспомнить его, вглядеться в себя,| чтобы знать, что берешь с собой, готовясь покинуть Землю... Может быть, в этом скрывалась еще одна из причин того, что, даже выстругивая в минуты досуга из куска липы “ ЯК” (самолет, на котором воевал он.— В. Л.), я стремился осмыслить пройденный путь”. |
После полета Береговой опубликовал автобиографическую книгу “ Угол атаки”, первую часть которой он назвал “10 дней и вся моя жизнь”. За 10 дней, проведенных в сурдокамере, он продумал этот основной раздел своих мемуаров.
Когда испытуемые выходили из сурдокамеры, они с изумлением признавались, что совсем не подозревали у себя способностей к рисованию, литературному и поэтическому творчеству, что не ожидали такого желания выговориться, поразмыслить, поработать, как говорится, в новом жанре. Они отмечали также, что в процессе творчества у них исчезало эмоциональное напряжение и наступала своеобразная разрядка.
Столь подробно мы остановили ваше внимание, читатель, на воздействии сенсорной недостаточности и одиночества на психику человека не случайно. С давних времен для “ общения” с потусторонними силами мистики специально на длительное время уединялись в кельях, подземельях, скитах, пустынях и других местах. На основании вышесказанного можно было бы предположить, что у них тоже усиливается процесс воображения, и они, проникая в суть явлений, начинают творить, создавая духовные ценности. Но это оказалось не так. И вот почему.
При длительном нахождении в условиях сенсорной недостаточности и одиночества эйдетические образы превращаются в галлюцинации, являющиеся признаком развития психического расстройства. Примером перехода эйдетического образа в галлюцинаторный может служить самонаблюдение английского моряка Слокома, который в конце прошлого века на яхте “ Спрей” в одиночестве совершил кругосветное путешествие. Плавание длилось три года.
Этот отважный моряк однажды, отравившись брынзой, не мог управлять яхтой. Он привязал штурвал, а сам лег спать в каюте. “ Когда очнулся,— рассказывал Слоком,— сразу понял, что “ Спрей” плывет в бушующем море. Выглянув наружу, я, к моему изумлению, обнаружил у штурвала высокого человека... Можно представить, каково было мое удивление! Одет он был как иностранный моряк, широкая красная шапка свисала петушиным гребнем над левым ухом, а лицо было обрамлено густыми черными бакенбардами. В любой части земного шара его приняли бы за пирата. Рассматривая его грозный облик, я позабыл о шторме и думал лишь о том, собирается ли чужеземец перерезать мне горло; он, кажется, угадал мои мысли. “ Синьор ,— сказал он, приподнимая шапку,— я не собираюсь причинить вам зло... Я вольный моряк из экипажа Колумба и ни в чем не грешен, кроме контрабанды. Я рулевой с “ Пинты” (одно из судов Колумба.— В. Л.) и пришел вам помочь... Ложитесь, синьор капитан, я буду править вашим судном всю ночь”.
В условиях тишины, мрака и одиночества у отшельников и затворников — людей, религиозно настроенных, появляются зрительные и слуховые галлюцинации мистического содержания.
Таким образом, при общности психофизиологических механизмов возникновения и методических приемов вызывания необычных психических состояний у художников и мистиков имеются и существенные отличия. Если эйдетические представления художников, управляемые творческим воображением, ведут к созданию духовных ценностей, отражающих события реального мира, то неуправляемые галлюцинаторные переживания религиозных фанатиков уводят людей от реальности, служа тем самым мракобесию, силам реакции.
Что же касается работников кинофабрик, киностудий, фотоателье и других специалистов, которые долгое время находятся в условиях сенсорной недостаточности, то у них возникают эйдетические образы. Их можно расценивать как компенсаторные реакции в ответ на отсутствие световых, звуковых и других раздражителей.
Далее