“Здравствуйте! В нашем доме поселился замечательный сосед. Ходит только
по ночам, издает страшные звуки, одевается во все белое… Пожалуйста,
разберитесь”. Нет, письма с таким содержанием ведущие рубрики “Непознанное” еще
не получали. Но на днях всерьез задумались: об НЛО и аномальных зонах, тайных
ритуалах и колдовстве мы писали неоднократно, а тему простых банальных
призраков незаслуженно обошли стороной. Хотя у нас накопилось немало
свидетельств очевидцев, которые встречались с привидениями. Наиболее интересные
рассказы мы представляем вашему вниманию.
Начнем с области, а точнее, с Нижнего Тагила. В коридорах старинного
здания краеведческой библиотеки время от времени видят призрак Авроры Карловны
Карамзиной, которую при жизни называли роковой Авророй, или “смертельной
красавицей”. Первый жених фрейлины императрицы Авроры Штернваль погиб при
трагических обстоятельствах за несколько дней до свадьбы. Второй жених камергер
Александр Муханов также умер накануне свадебного торжества. Через два года
предложение столичной красавице сделал почетный член Петербургской академии
наук П.Демидов. На этот раз свадьба состоялась. Но вскоре новобрачный приказал
долго жить. Через шесть лет роковая Аврора вышла замуж за полковника Андрея
Карамзина, сына известного историка (который, кстати, и основал Нижнетагильскую
краеведческую библиотеку). Но во время турецкой кампании Карамзин был убит
турками. Для современников Аврора навсегда оставалась загадкой и прожила до 94
лет.
Поэт Г.Маслов написал поэму “Аврора”, полностью посвященную женщине,
окутанной таким таинственным ореолом. В ней есть и такие строки: “И на смерть
роком обречен поцеловавший эти губы”. Увы, но даже виртуальное прикосновение к
образу Карамзиной окончилось смертью. Работая над поэмой, Маслов заболел и умер
на больничной койке. По легенде, роковое проклятие возникло после того, как
мать Авроры Штернваль в минуту гнева прокляла всех возможных женихов девушки.
По информации, которую приводят исследователи паранормальных явлений из
екатеринбургской группы “Сталкер”, призрак появляется в библиотеке после того,
как кто-то из читателей просит поэму Маслова “Аврора”.
Призрак таинственной женщины в белом видели и в бывшем доме купца
Железнова, который находится в Екатеринбурге на улице Розы Люксембург, 56.
Сейчас в этом старом кирпичном доме, знакомом каждому екатеринбуржцу
располагается Институт истории и археологии Уральского отделения РАН.
Региональная группа “Екатеринбург-Космопоиск” попыталась проверить эту
информацию о призраке, но подтверждение не нашла.
В числе других мест, которые “заподозрены” в том, что их посещают
привидения, народная молва называет здание Паспортно-визового управления ГУВД
области на Крылова, 2 и подвалы дома Расторгуева-Харитонова.
Примечательно, что все перечисленные здания относятся к дореволюционным
постройкам. А вот о призраках “новейшей формации” нам рассказали в
“Коляде-театре”, расположенном по адресу Ленина, 69.
Территориально здание расположено в так называемом “городке чекистов” -
месте и без того загадочном. Раньше здесь проживали сотрудники этого мрачного
силового ведомства. Закрытый жилой комплекс находился под строгой охраной: даже
для того, чтобы вынести оттуда вещи, надо было заказывать пропуск.
Кроме того, говорят, что некоторые из зданий связаны между собой
тайными подземными ходами. В здании, которое сейчас занимают Свердловский
областной краеведческий музей и “Коляда-театр”, располагался Военторг. А в
одном из служебных помещений театра был стрелковый тир для сотрудников НКВД.
“Мы, когда узнали об этом, не на шутку взволновались, рассказывает помощник
режиссера “Коляда-театра” Александра Чичканова. – Знаете, в этом помещении даже
аура какая-то негативная чувствуется. Часто слышны всякие звуки и шаги. Хотя
помещение закрытое и туда не может попасть никто из посторонних. Еще нам
рассказывали о том, что в этом тире, вполне возможно, не только тренировались
энкавэдэшники, но были и расстрелы…”
Один раз призраки проявили себя агрессивно: когда шел спектакль, в
бывшем тире начались странные звуки, а у одной из актрис, выступавших в это
время на сцене, неожиданно пошла носом кровь. Актеры своеобразно решили
бороться с аномалией: они заложили в стены специальные камушки-обереги, которые
должны создавать позитивную атмосферу.
Александр АРХИПОВ
(“АиФ” №44, 2004 г.)