Пещера в камне Слободском.

 

О пещерах ходит много легенд. Вот одна из них. Будто в пещеру под церковью запустили кошку и собаку и будто они выскочили из пещеры в камне Егорьевском (Георгиевском). Еще говорят, что Ермак в этой пещере ночевал. Он же по Чусовой в Сибирь поднимался.

Старые люди сказывают, что давным-давно в сих местах обитал народ дикий, языческий. Всяко его называли: манси, вогулы, чусовские татарове. Вместо попов у них шаманы были. Церквей или часовен не было, а молились они в глухих местах, по-нашему – шайтанах. Там и шаманы жили. Один шаман жил на камне Синем (так раньше назывался камень Слободской), в одной из пещер. Их в камне несколько. И никто в те пещеры не ходил, страшась шаманского гнева. Был тот шаман особенный. Он не плясал у костра, не прыгал через огонь, не трясся и не выл, духов не призывал. Принимал он только людей с недугами. Немочного вел с собой в пещеру. Там в подземном склепе, при свете факела, что-то нашептывал и обмазывал больного пещерной грязью. Какие еще таинства там вершились, неизвестно, только человек выходил оттуда на свет здоровым.

Пришли инородцы и изгнали местное племя. Исчез шаман-лекарь, а вместе с ним и лечебная тайна пещеры. Долгое время о ней шли слухи как о шайтанском логове, где обитает нечистая сила.

Христианские проповедники как-то узнали о чудотворном действии пещерной грязи. Над пещерой, на краю скалы, поставили часовню в честь Николая Чудотворца. Когда возник острог, а в нем построили церковь, то из храма к пещере в скале пробили ход. Острог часто осаждали иноверцы, которых утеснили наши предки. Осажденным при лечении ран и прочих заболеваний очень помогала грязь из пещеры. Когда деревянная церковь сгорела, то подземный ход то ли засыпало, то ли строители новой каменной церкви сами его засыпали. Байка о той священной грязи еще долго жила в среде церковных служек.

Рудольф КАШИН

(«Уральский следопыт» №10, 2006 г.)

 

 Счётчик "Народ" 
Хостинг от uCoz