Я – птица,
повелитель змей,
хозяин ульвэй.
(Древний шаманский гимн)
Вся жизнь древнего человека, каждый его шаг, зависели от воли духов и богов.
Сначала человек одушевил природу, а, населив каждое дерево, речку и камень своим духом-хозяином, начал одушевлять сделанные им самим предметы: стрелу, деревянную фигурку и пр. Так любая вещь обретает разум и сердце, из холодной и грубой превращается в «чувственно-сверхчувственную». Так появился фетишизм, культ предмета, который играл важную роль в появление шаманизма. Одинокий израненный охотник, несколько дней преследовавший жертву, оказывается не одинок. У него неожиданно появляется друг и советчик, готовый помочь в трудную минуту.
Древний человек населял мир так, как населил бы его ребёнок, отрезанный от взрослых. Одиночество – двигатель мифотворчества.
Тихая лунная ночь.
Слышно, как в глубине каштана
Ядрышко гложет червяк.
(Басё)
Кроме того, фетиш в далёком прошлом мог быть частью чего-то большего, чему поклонялись, например камнем со священной горы.
Таких гор, кстати сказать, на Урале предостаточно. Коренные обитатели этих мест даже придумали подобным скалам специальные названия – «нёройки». Нёройком мог стать злой отыр (уральский вариант тролля), или гора, которую избрал для жилья какой-нибудь божок. Это, к примеру, гора Контыр в верховьях Северной Тошемки. Или гора Койп (в переводе с мансийского – «Бубен»), которая стоит верховьях Печоры. А один священный хребет так и называется: Ялпынг-Нёр (т.-е. «Молельный» или «Святой камень»). Хребет этот состоит из двух нёройков: Эквасяхл («Старуха-скала») и Ойкасяхл («Старик-скала»). Это и гора Качканар у нас в области. Почти любая возвышенность могла считаться нёройком. Случалось, нёройки могли оказаться предками шаманов, отсюда и их (шаманов) сила.
Физики доказали, что любая энергия из ниоткуда не появляется и в никуда не исчезает. Древний человек отлично знал этот закон. Откуда берётся болезнь?
Хворь, мучащая тело и душу больного, могла быть наказанием за грехи. Или способом устранить конкурента. Эркюль Пуаро должен был установить, кто подсыпал стрихнин в кофе мадам Инголторп. Так шаман должен был выяснить, кто и зачем наслал на больного порчу. А, выяснив, переселить её либо на насылавшего, либо внутрь специально отведённой для этого фигурки.
Чтобы извлечь из тела человека болезнь, шаман прибегал к различным способам. Самым распространенным из них было вытягивание её через шнурок. Подобно тому, как мы пьём сок через трубочку, шаман приставлял к телу пациента шнурок и, наговаривая при этом, начинал втягивать в себя воздух вместе с болезнью человека.
Болезнь не должна быть во мне,
не должна болтаться, где попало.
Её должно хранить в деревянной кукле.
(Слова старого шамана).
Главным инструментом шамана был плащ. Вот как описывает его этнограф Р. Итс:
«Плащ был сшит из шкуры домашней козы, на плечах – два чёрных ворона, повернувшиеся клювами друг к другу, вырезанные из дерева. Чёрные вороны – разведчики, они помогают отыскать пропавшую душу и распознать злых духов. (Кстати, на плечах у скандинавского бога Одина, тоже было два ворона-разведчика – В. Д.) По длине рукава пришиты ленты рысьей шкуры, снятой с ноги зверя. (Очевидно, во время камланий шаманы должны были превращаться в животных, подобно тому, как жрецы Юкатана превращались в ягуара – В. Д.) Сзади на плечах – два кольца. Сюда привязывали «змей» - главных помощников шамана в отыскании болезни и её отпугивании… На кольцах подвешивали за головы по десять «змей», из шкуры зверья – хвост, голова из красной ткани.
У каждого шамана было по две «стреляющие змеи». Сделанная из скреплённых звеньями металлических полосок «стреляющая змея» проходила по всему плащу – от подола к вороту. В местах соединения звеньев с каждой стороны привешивали по два наконечника стрелы, по тринадцать наконечников на каждой «змее». «Стреляющая змея» была оружием шамана в борьбе со злыми духами и другими шаманами. Среди других подвесок на плаще были так же дудки-свирели.
Плащ … был подобен крыльям, а головной убор, к тому же сделанный из перьев орла и филина, с острыми металлическими рогами для поражения врага, защиты от врагов, был головой (У южноамериканских шаманов использовался так же пушистый веер, сделанный из шерсти и перьев – В. Д.) Шаман в своих камланиях «парил» в небе. Камлание часто происходило ночью, поэтому перья филина делали «летящего» шамана таким же, как филин, который видит ночью, видит далеко и абсолютно всё»
Шаманы с древнейших времён жили на Урале. В оставленном ими духовном опыте есть зачатки всей уральской культуры, вплоть до наших дней. Пока мы только вступаем на путь изучения этой первобытной формы сознания, на путь, которому не видно конца.
Я – шаман, царь всех шаманов,
Наследник шамана Каралбая,
Я живу в середине царского моря,
Я слыву царём среди всех шаманов.
О мать моя, земля! Помилуй ты меня!
Я – шаман, могущий умереть в беспамятве.
Дмитрий ВЕТРОВ,
представитель группы «Сталкер»,
г. Лесной.